Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Усть-Калманского муниципального района Алтайского края

658150, Алтайский край, Усть-Калманский район, с. Усть-Калманка, ул. Горького, 50а
телефон: +7 (38599) 2-22-65
e-mail: leninez-forever@yandex.ru

Сто лет

Учительской династии Кузьминых 100 лет. Возглавляет её заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения, ветеран труда, награждённый медалью "За добросовестный труд" Александра Васильевна Кузьмина.

В далёкие пятидесятые годы в многодетной крестьянской семьи маленького посёлка Решетиха , что в Горьковской области, две сестры стали учителями. По распределению Муромского учительского института в 1954 году на Алтай приехала Александра и осталась в Усть-Калманском районе навсегда, 42 года работала в народном образовании. Здесь учительскую династию продолжили её дочери Галина и Елена.

Честным, порядочным человеком, эрудированным, творческим и грамотным специалистом, в любой ситуации умеющим найти верное и мудрое решение, знают и помнят А. В. Кузьмину её многочисленные ученики, коллеги, все жители села, которым приходилось по работе или по жизни общаться с Александрой Васильевной всегда - и когда она работала учителем русского языка и литературы, и когда директором восьмилетней школы, заведующей РОНО, и снова учителем и завучем в школе.

От учителя зависит очень многое, считает Александра Васильевна. Она и сама выбрала эту профессию ещё в 8 классе, когда в деревню приехала молодая, красивая учительница литературы, сумевшая не только увлечь своим предметом, но и влюбить в себя - все девчонки мечтали стать похожей на неё. Это и осталось непреложным правилом – что бы у тебя не было на душе – в школу приходи красивой, подтянутой. То, чему учишь других, надо знать самому досконально. А быть честным и справедливым в любой ситуации – это в детстве заложила мама, совершенно безграмотная крестьянка. Огромная постоянная занятость, когда стала работать сама, приучила ценить время, настойчиво добиваться эффективности каждой рабочей минуты. Эти качества она всегда прививала своим ученикам, передавала коллегам. А ещё главным принципом в её работе было внимание каждому, открытие в каждом творческого начала, будь то ученик или педагог. Коллеги всегда отмечали эрудицию Александры Васильевны, умение тактично, ненавязчиво подсказать верное решение, вовремя прийти на помощь.

-Пришла в школу, ученикам по 18-19 лет, а мне – двадцать два, - вспоминает Александра Васильевна начало учительской карьеры в Усть-Калманке. Вот тогда и научилась взвешивать каждое слово, каждый жест, быть с учениками рядом и при этом чуть впереди.

-Легко ли было в детстве иметь маму – учителя? – это вопрос к Галине Ивановне Старухиной, учителю английского языка Усть-Калманской средней школы с 35-летним стажем, почётному работнику общего образования, дипломанту российско-американского конкурса "Лучший учитель иностранного языка и страноведения" 1997-го и 2002 годов.

- А мы росли в школе, всех учеников знали, -улыбается воспоминаниям продолжительница семейной династии, - поблажек от других учителей не имели и знали всегда, что всё будет известно маме сразу, если не выучим или где "попадёмся". Одноклассники и подружки относились нормально к тому, что наша мама учитель и директор школы.

-Они меня почти не видели дома, - продолжает Александра Васильевна.- Школа работала в две смены, потом педсовет или политзанятия, или к родителям ученика нужно сходить. Приду в одиннадцатом часу, муж девчонок и накормит, и уложит. Посуду вымою, надо спать, а я за проверку тетрадей сажусь. И скандалы были – тетрадки по коридору собирала… В РОНО перешла – думала два выходных будет. Куда там! Ещё больше работы. По выходным то пленум, то партактив, то районные спортивные соревнования или смотр художественной самодеятельности. Было, что по семь общественных нагрузок одновременно выполняла. И общество "Знание" возглавляла, и членом парткомиссии РК КПСС была, и депутатом райсовета, и секретарём парторганизации. А когда заочно училась в институте, Томочке года не было. Иду сдавать экзамен, а её в коридоре Мария Анисимовна Землякова нянчит, мы вместе учились. На квартире готовлюсь к экзамену – только сосредоточусь, а дочка уже в хозяйкин шифоньер заползла. Когда старшая Иринка школу заканчивала, заявила, что в пединститут не пойдёт – хватит одного учителя в семье.

Но профессию педагога выбрала не только Галина, но и младшая Елена.

-Что повлияло на выбор профессии? – задаю казённый вопрос Елене Ивановне Феклистовой, учителю истории средней школы, победителю районного конкурса "Учитель года" (2000 год), награждённой Почётной грамотой Министерства образования РФ, лауреату всероссийского конкурса "100 лучших учителей России" в 2009 году.

Елена в ответ задорно смеётся:

-А куда же было поступать? В мед – крови боюсь, в сельхоз – на ферму не хочу, в политех – математику на отлично не знаю. Только в пед!

И серьёзно добавляет:

-У нас же всегда в доме только и было: школа, ученики, мероприятия, педсоветы. Всё в доме подчинено школе. Мама и сейчас живёт школой – помнит по именам всех своих учеников, всех коллег, с кем работала в разные годы, а уж тогда… Для нас в детстве было нормой, что мамы долго нет с работы, что она и дома будет сидеть за планами, тетрадями. Да и к началу девяностых государство стало лучше поддерживать педагогов, и зарплата выше стала.

-Я хотела, чтобы Лена работала в детской комнате милиции,- вдруг тихо добавляет Александра Васильевна. – Но как раз уходила Нина Арсентьевна на пенсию и нужен был историк…

Всё как всегда: если надо – значит надо. На выборе факультета для Галины тоже точку поставила мама: в школе катастрофически не хватало учителей иностранного языка.

-Елена Ивановна, когда вы пришли в школу молодым специалистом, Александра Васильевна работала в ней завучем, Галина Ивановна уже имела довольно солидный опыт преподавания. Как вливалась в коллектив, где уже было двое из семьи Кузьминых?

-Сестра меня даже успела меня поучить в старших классах! Сильно не помню её уроки, но прикольно было. Такая строгая была. Сказала, чтобы на уроки никогда не опаздывали. А я раз опоздала на английский язык и не стала вообще заходить в класс. Так она в дневнике записала для родителей: "Не была на уроке английского языка". А жили в одном доме! Мама помогала советами. И учила быть учителем. Помню, проработала месяца три в школе и мне сорвали урок, я вышла из класса. Со слезами захожу в учительскую, а там мама: "Ты откуда?". Начинаю объяснять. А она прерывает: "Немедленно иди в класс! И запомни: ни-ког-да не смей уходить из класса во время урока. Как хочешь объясняйся, разбирайся, но из класса уходить нельзя. Иди работай!". Я вытерла слёзы и пошла продолжать урок. Мама вообще научила главному: поурочные планы пиши обязательно. Ночь-полночь, а к урокам будь готова. Не позорься перед детьми – всё знай. Личные эмоции прячь. С любым учеником находи общий язык.

Не разочаровались ли дочери в профессии? Пусть видели с детства не только, так сказать, "лицевую" сторону педагогического труда, но всё же другое дело, когда работают в школе сами. И так же имеют семьи (у обеих по двое детей), и нагрузку немалую – часов и внеурочной деятельности. Какая сегодня школа?

-Совершено другие дети и другие родители, - тридцатипятилетний опыт работы в школе позволяет Галине Ивановне делать вывод.- Тогда мы работали для души. Родители учеников доверяли, поддерживали и авторитет учителя в том числе. У меня всегда были хорошие ученики и родители, это помогало. Не скажу, что сейчас труднее, но по-другому. Другой подход к обучению, воспитанию. Тогда куда только мы не возили своих учеников. И в город в театр или на экскурсию, и в походы по самым интересным местам Алтайского края. Теперь надо огромную кучу разрешительных и согласовательных документов оформить…

-Стало очень много бумажной работы, больше спрос не за ребёнка, а за бумаги, - добавляет Елена Ивановна. – Но работать учителем интересно всегда. Наверное, мы тоже "заражены" школой.

А как мужья? Алексей Старухин и Сергей Феклистов здесь же, смотрят спортивный канал, привычно убавив звук телевизора почти до еле уловимого.

-Нормально, когда жена работает в школе, мы привыкли, - отвечает за обоих Алексей Иванович. -Когда ребятишки были маленькими, детский сад был на мне. Рабочий день в "Сельхозтехнике" до 6.12, забирал всегда последним детей, они в одной группе с няней сидят ждут. Только вот корову никогда не доил. Галина Ивановна и утром сама, и в обед после отёла прибегала – "окно" ей в расписании на этот период делали, чтобы успела домой сбегать. Мы же в селе, хозяйство всегда держали.

-Надо отдать должное – муж всегда поддерживает,- это Елена Ивановна о Сергее Владимировиче.- Если совсем уж трудно – молча, без упрёков обходится.

Продолжится ли учительская династия Кузьминых? Наталья и Алёксей Старухины по стопам мамы не пошли, а Глеб и Алина Феклистовы пока учатся в школе.

-Если выберут профессию учителя – поддержим всегда,- говорит Елена Ивановна.

А у Александры Васильевны Кузьминой уже подрастают два правнука. Вполне возможно, что общий педагогический стаж этой семейной династии перешагнёт и и вторую сотню лет.

-

-

Автор: Евгения Кузьмич


По этой теме: династия учителейАлександра Васильевна КузьминаУсть-Калманская средняя школа

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3458

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика