-Уважаемая редакция, прошу напечатать моё обращение к жителям района, – так начала письмо в газету жительница райцентра, ветеран педагогического труда Э. А. Ключникова. И далее Эльвира Алексеевна рассказала о своих (и не только) злоключениях, связанных с приобретением молодняка бройлеров. 13 июня она приобрела подрощенного бройлера на так называемом птичьем рынке. Как и многие покупатели, Ключниковы остановили свой выбор на машине, с которой продавали довольно крупную птицу. Продавец сказала, что бройлер из Новосибирска с птицефабрики "Октябрьская". Когда привезли молодняк на свою усадьбу, заметили, что бройлеры … кашляют. Наверное, после долгой дороги, решили. Может, без воды везли. На следующий день пришлось идти в ветаптеку. Ветврач предположил, что у птицы вирусное заболевание дыхательных путей и продал антибиотик. Поили одним, затем другим антибиотиком, витаминами, но ежедневно случался падёж и продолжается до сих пор, от 50-ти голов осталась половина. Эльвира Алексеевна созванивалась со знакомыми, купившими бройлеров в тот день у тех же продавцов – картина одинакова: падёж, никакие лекарства не спасают. "Здорово надули устькалманских покупателей, - завершает письмо автор. – За полтора часа распродала машину больной, заразной птицы! Машина свободно зашла на территорию рынка, также спокойно потом уехала. Я несколько раз по средам приезжала на рынок, но этих мошенников больше не встретила. Дорогие селяне! Многие из вас такие же наивные, как я, верят в добро, потому что воспитаны другим временем. А теперь человек должен сам стоять за себя, он никому не нужен. Поэтому, прежде, чем купить товар, – в данном случае птицу - посмотрите на номер машины, попросите у продавца документы - разрешение на торговлю и ветпаспорт на товар и оформите покупку товарным чеком. Моя месячная пенсия улетела в трубу. Жалко деньги, да ещё нам придётся делать дезинфекцию в сарае, в вольере. И очень обидно. Почему с нами так поступают? И вообще, должен ли кто-либо проверять, здорова ли птица, которую мы развозим по сёлам, по усадьбам. Ведь так можно и птичий грипп распространить".
А в самом деле, птица (машин в базарный день собирается на площади за бывшим гастрономом до десятка) отовсюду, торгуют обычно индивидуальные предприниматели, которые сами её не производят и не выращивают. Как быть уверенным, что не купишь больную? Для начала мы позвонили в управление ветеринарии. Главный ветврач В. П. Земзюлин ответил, что проверки может осуществлять ветеринарный инспектор, он теперь один на три района, живёт в Чарышском районе и в наш приезжает по вызову.
Следующий звонок был в полицию: когда-то Сергей Поддубский здорово портил нервы не дружившим с законом и правилами торговли предпринимателям. Оказалось, что уже более двух лет функция проверок по осуществлению торговой деятельности с правоохранительных органов снята.
В сельсовете ответили, что занимаются только взиманием платы за торговое место, проверять документы в обязанность администрации сельсовета не входит. Мы позвонили и в Алейское ТО Роспотребнадзора. Руководитель С. В. Гулай посоветовал то же, что и другие, что поняла и советует другим покупателям автор письма Э.А. Ключникова: потребитель сам должен заботиться, чтобы приобретаемый товар был надлежащего качества. Потребовать документы на товар – в данном случае на птицу, внимательно прочитать и даже записать, кто им, что и на каком основании продаёт, обязательно взять торговый чек – любой индивидуальный предприниматель имеет квитанции и печать. В управлении ветеринарии также посоветовали в случае заболевания птицы или животного незамедлительно обращаться в государственную ветеринарную службу для правильной постановки диагноза и рекомендаций по лечению. Только тогда в случае болезни или гибели животного или птицы можно получить от государственного учреждения документ, дающий право на замену товара или возврат денежных средств.
В данном случае покупателям остаётся только посочувствовать. Никто из них не спросил никаких документов и даже не обратил внимание на госномер автомобиля, с которого была продана больная птица.