Несколько лет назад начинались такие преступления с простых мошенничеств, когда преступник звонил от имени родственника, сообщал, что попал в беду (например, дорожно-транспортное происшествие) и просил срочно перечислить деньги для решения проблемы. Сейчас разновидности таких "схем" исчисляются десятками. Обратите внимание, что, сколько бы мы не предупреждали население, в 2019 году жертвами таких мошенников стали 12 жителей нашего района. Суммарный причиненный гражданам ущерб составил более полумиллиона рублей (!). Так, жительнице села Усть-Калманка в социальной сети написала "подруга" и в ходе переписки выведала данные её банковской карты, после чего со счета банковской карты потерпевшей неожиданно списались все денежные средства. Нескольким жителям мошенники звонили и представлялись представителями различных организаций (банка, пенсионного фонда, оператора сотовой связи, и т.п.). Предлоги самые разнообразные: вы выиграли приз, но для его получения нужно оплатить почтовые услуги и перечислить деньги на вот этот счет; по вашей банковской карте идут сомнительные операции, деньги могут быт похищены, сообщите реквизиты вашей карты или переведите деньги на вот этот счет; вам положена компенсация (например, за ранее купленные лекарства), но для её получения нужно оплатить услуги перевода и перечислить деньги на вот этот счет. Ещё несколько жителей района стали жертвами объявлений о продаже товаров в Интернете по низким ценам. Один оплатил покупку автомобильных шин, другой перечислил предоплату за токарный станок. Естественно, эти покупки потерпевшие так и не получили. Есть и более изощрённые методы отъема накоплений у граждан, например, участие в "инвестиционных проектах", и они тоже срабатывают в наших селах. Один оплатил обучение, чтобы "зарабатывать на бирже криптовалют", другой вложил накопления под хороший процент в "инвестиционный проект". Оба предприимчивых гражданина остались ни с чем. Это далеко не все разновидности. Чтобы не стать жертвой мошенников нужно помнить следующее:
- представители банков, пенсионного фонда, операторов сотовой связи, и др., никогда не спрашивают данные вашей карты, пароли, и т.п., и никогда не просят перевести ваши денежные средства куда-либо, это делают только мошенники;
- если вам обещают подарок, компенсацию, покупку по низкой цене, и т.п., но при этом просят предоплату или просят оплатить какие-то дополнительные услуги, это тоже мошенники;
- если от имени знакомого или родственника просят занять или перечислить деньги для решения какой-то "беды", то сначала лично встретьтесь или хотя бы сами позвоните своему родственнику и знакомому по известному вам номеру, чтобы убедиться в правдивость этих просьб;
- не бывает быстрых высоких доходов в многочисленных "проектах", рекламируемых в Интернете, это либо финансовая пирамида, которая может обрушиться в любой момент, либо банальный обман, вероятность лишиться своих накоплений очень высок.
Что делать, если вам поступил такой звонок, сообщение, реклама:
- сразу же прекратите общение и позовите кого-то из близких, чтобы они контролировали ваши действий, так как многие потерпевшие признавались, что их будто бы гипнотизировали, они утрачивали бдительность и не видели подвоха, хотя при здравом осмыслении становилось очевидно, что такие действия и сведения могли просить только мошенники;
Что делать, если вы всё таки перечислили кому-то денежные средства, или с вашего банковского счета списались денежные средства:
- незамедлительно самостоятельно позвоните на "горячую линию" своего банка (номер можно узнать в интернете) и требуйте отменить операцию, так как совершили её ошибочно, при этом просите официально оформить вашего обращение. Попробуйте узнать какому банку принадлежит счет, на который вы перечислили свои денежные средства (из выписки по своему банковскому счету (можно получить в офисе банка, а также на сайте банка в личном кабинете) или хотя бы при помощи поиска в интернете), позвоните на "горячую линию" этого банка и также добивайтесь отмены операции. Банки неохотно идут на это и в ответ лишь советуют обратиться в полицию, однако обращение в полицию точно быстро не вернет вам перечисленные средства, а вот у банков такая техническая возможность есть, добивайтесь этого. Кроме того, с помощью специалиста "горячей линии" заблокируйте свою карту, чтобы предотвратить дальнейшие списания.
Предупрежден - значит, вооружен! Соблюдая перечисленные рекомендации и элементарные меры безопасности, вы сохраните свои деньги и нервы, а если этого всё таки не удалось избежать, сообщайте об этом в полицию.