Россия взяла курс на единое образовательное пространство: чтобы детей качественно учили и в московской школе, и в небольшом селе.
- Предполагается единое видение, базовое содержание. Уже принят единый историко-культурный стандарт, принята предметная концепция по русскому языку и литературе, - говорит министр просвещения Ольга Васильева. - В октябре принимаем еще семь концепций. В том числе по географии, обществознанию. Дальше здесь естественно-научные предметы, а также технология, которая в национальном проекте "Образование" приобретает абсолютно новое значение.
Кроме того, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. Что это значит на практике? Педагоги договариваются, как именно они будут учить детей. А значит, стоит ожидать и обновленных образовательных программ, и учебных пособий... Сценарий уже отработан: по истории, например, на всю страну осталось всего три линейки учебников.
Задач много, но есть и общая для всех: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям. Например, в концепции по географии эксперты настоятельно рекомендуют обновить курс "Экономическая и социальная география мира" с учетом глобализации. А в той же технологии вдобавок к традиционному труду может добавиться инновационная практика в детских технопарках, которые появятся в каждом крупном городе.
Параллельно с разработкой предметных концепций несколько лет готовились и обновленные ФГОСы. Для начальных классов они уже одобрены, а вот для средней школы пока нет. По словам Ольги Васильевой, новые стандарты могут быть приняты уже к концу этого года. Принципиальное отличие в том, что впервые в стандартах будет прописано конкретное содержание предметов: сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда - обыкновенные...
Цель - избавиться от "разноголосицы": только по математике в федеральном перечне сейчас 16 учебников, и все они отличаются друг от друга. В одном, например, в 5-м классе даются десятичные дроби, а в 6-м - обыкновенные. В другом учебнике - наоборот.
Таким образом, выстраивается четкая связь: единые предметные концепции - стандарты - учебники. К последним, кстати, претензий все больше. Сейчас ответственность за их экспертизу лежит на издательствах. Они заказывают ее в РАН, РАО и других организациях и оплачивают сами. Скоро правила игры поменяются: впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза, которую не прошли 30 процентов учебников. В итоге было рекомендовано включить в перечень только 826 учебников, а 666 получили "красную метку".
Сегодня в федеральном перечне 1376 учебников, причем 486 - для начальной школы. Это перебор во всех отношениях.
Какие издания могут попасть под сокращение? Скажем, один из учебников по алгебре за 9-й класс, линейка по английскому языку- базовый уровень для 10-го, 11-го классов, окружающий мир для 3-го, 4-го классов...
Некоторые учебники написаны плохим языком, перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях. Были и грубые ошибки: так, в учебнике по химии для девятого класса перепутали натрий и калий. В пособии по географии до сих пор есть экономические районы, тогда как у нас уже давно федеральные округа. А в сети до сих пор "гуляет" фото учебника по русскому языку, где черным по белому написано: "Город Астрахань расположен на месте впадения Волги в Черное море"...
Закончится формирование федерального перечня окончательно к концу этого календарного года.
Однако это не значит, что с января или февраля все школы начнут спешно "избавляться" от старых учебников и в панике закупать новые. Процесс будет постепенным: максимальный срок "жизни" учебников - пять лет, именно такие обязательства есть по их технической замене